G20: итоги немецкого председательства в «Группе двадцати» глазами России
В немецком Гамбурге начал свою работу саммит «Группы двадцати». Встрече лидеров стран предшествовала серьёзная работа в многочисленных рабочих форматах и экспертных группах, а также усилиями так называемых групп взаимодействия. Представители России в деловой, экспертной, женской и молодежной «двадцатке» поделились своими впечатлениями о ключевых событиях немецкого председательства в G20.
Впервые после российского председательства «Деловая двадцатка» вернулась к теме инноваций
Марина Ларионова, шерпа России в «Деловой двадцатке» (Business 20), вице-президент — управляющий директор по международному сотрудничеству РСПП.
Главной особенностью прошедшего саммита B20 стало создание двух новых целевых групп — по цифровизации (digitalization) и энергоэффективности, климату и рациональному использованию ресурсов.
В каким-то смысле впервые после российского председательства «Деловая двадцатка» вернулась к теме инноваций. В 2013 году у нас была целевая группа по инновациям. Она подготовила целый блок рекомендаций, часть которых касалась цифровизации.
Наиболее интересная рекомендация была у целевой группы по торговле и инвестициям, которая касается создания условий для упрощения инвестиций:
Политическая мера 3.1: Укрепление надежной законодательной базы
Политическая мера 3.2: Упрощение условий для инвестиций на устойчивой основе
Политическая мера 3.3: Изучение возможности согласования многосторонней инвестиционной рамки
Все три рекомендации целевой группы по цифровизации также представляют высокий интерес, но особенно эта:
Рекомендация 3: Освоить искусственный интеллект –G20 должна поддерживать эволюцию человекоцентристского искусственного интеллекта и связанных технологий путем обеспечения информированного общественного диалога о его возможностях и вызовах, поддерживая развитие и внедрение инноваций и ускоряя внедрение “умной” инфраструктуры
Схожей чертой по отношению к российскому председательству в «Группе двадцати» в 2013 году была работа в рамках целевых групп по выработке рекомендаций. Это уже системное явление в B20. Различие заключается в том, что, к сожалению, не было проведено совместной встречи «Деловой двадцатки» с лидерами G20.
Реализация задач по стимулированию экономического роста, созданию рабочих мест и адаптации рынков труда к технологическим изменениям, обеспечению свободной торговли и инвестиций невозможна без участия бизнеса. Поэтому очевидно, что формат B20 сохранит свою актуальность.
В настоящий момент Think 20 – это самостоятельный устоявшийся форум аналитических центров стран «Большой двадцатки»
Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института Гайдара.
Основной особенностью работы формата Think20 во время германского председательства в «Группе двадцати» была организация работы в виде 12 рабочих групп (task forces) по следующим направлениям:
Повестка устойчивого развития – 2030
G20 и Африка
Замкнутая экономика
Климатическая политика и финансы
Финансовая устойчивость
Вынужденная миграция
Глобальное неравенство и социальное единство
Международное сотрудничество в налоговой политики
Устойчивый и инклюзивный рост
Цифровая экономика
Победа над голодом и устойчивое сельское хозяйство
Торговля и инвестиции
Каждая рабочая группа формировалась на основе интересов представителей разных стран, возглавлялась организациями из разных стран и представляла результаты своей работы (memos, policy briefs) на саммитах T20.
Результаты работы Think 20 в 2017 годы представлены в итоговом документе «20 предложенных решений для G20», принятом на саммите в Берлине в конце 2017 г. На мой взгляд, наиболее интересными являются предложения, во-первых, в области цифровой экономике:
— Развитие сотрудничества между странами G20 в области образовательной политики и политики занятости в цифровую эпоху
— Расширение сотрудничества в сфере укрепления цифровой безопасности
— Принятия совместных мер по защите финансовой системы от кибер-атак
— Использование потенциала технологии блокчейна и пересмотр политики конкуренции для того чтобы глобальное управление стало более инклюзивным и ответственным.
Второе наиболее важное с моей точки зрения, направление рекомендаций касается Повестки-2030 как универсального механизма для развития человечества и общего повышения благосостояния на Земле. Участники Think 20 выступили с предложением обновить обязательства стран «Группы двадцати» по выполнению Повестки-2030 и подчеркнули ключевую роль многосторонних организаций в ее реализации». Кроме того, было предложено образовать новый аутрич-формат, объединяющий города страна G20 как основных участников процесса реализации Повестки-2030.
Год российского председательства в «Группе двадцати» был, по сути, первым годом существования аутрич-формата Think 20 (формат был впервые заявлен на итоговом саммите мексиканского председательства осенью 2012 года в Лас-Кабосе) и, конечно, за прошедшие годы получил серьезное развитие. Если в год российского председательства году состоялась только одна встреча представителей стран, на которой участники, по сути знакомились друг с другом, обсуждали предложенные российской стороны вопросы повестки основных треков председательства, то в настоящий момент Think 20 – это самостоятельный устоявшийся форум научных центров стран «Большой двадцатки» с широкой повесткой, практикой преемственности рассматриваемых вопросов и собственным видением актуальных проблем, предлагаемых для рассмотрения на встречах шерп, министров финансов и председателей центральных банков и лидеров стран G20.
Дальнейшее развитие формата я вижу в определенной институализации, создании некоторого постоянного органа (например, секретариата), состоящего из представителей ряда ведущих научных центров, принимающих активное участие в работе Think 20 с момента его создания (CIGI, Brooklyn Institute, Институт мировой экономики КАСН, РАНХиГС и др.) Такое решение позволило бы обеспечить постоянное взаимодействие между различными организациями, гарантировать преемственность рассматриваемых вопросов, повысить статус представительства формата на встречах шерп и лидеров стран «Большой двадцатки».
Самый молодой из консультативных форматов «двадцатки» — «Женская двадцатка»
Алёна Перышкина, директор Фонда «СПИД Инфосвязь», сопредседатель группы российских НКО по вопросам БРИКС и Группы двадцати.
«Женская двадцатка — это, пожалуй, самый молодой из полномасштабных консультативных форматов, предваряющих встречу лидеров Группы двадцати. Первый женский форум состоялся в Стамбуле в 2015 году, в 2016 диалог поддержали китайские коллеги, и, конечно, отрадно, что и в год председательства Германии женский взгляд на актуальные экономические процессы найдет отражение в рекомендациях главам государств G20.
Примечательно, что партнеры диалога W20 из года в год обеспечивают преемственность и учитывают приоритеты, выдвинутые предыдущими председателями. Так в этом году ключевые обсуждения коснулись: усиления мер для сокращения гендерного разрыва в оплате труда, увеличения вовлеченности женщин в трудовые отношения и предпринимательство, расширения прав женщин, участвующих в экономических отношениях, и улучшения баланса между профессиональной деятельностью женщин и деятельностью, связанной с заботой о недееспособных членах их семей. Такой выбор тем не случаен и обусловлен прежде всего очевидной актуальностью для каждой из стран "двадцатки".
Итогом работы Форума Женской двадцатки стали План Действий и Коммюнике, которые будут переданы лидерам стран на Саммите в Гамбурге. Ожидается, что в предстоящем 2018 году Аргентина также сохранит формат Женской двадцатки».
Создание общих правил поведения в Интернет-пространстве и роль молодежи в глобальном управлении на повестке дня молодых лидеров G20
Екатерина Сорокова, Алена Николаева, делегаты саммита Y20 от России, студентки МГИМО (У) МИД России.
Саммит «молодежной двадцатки» Youth 20 Dialogue (Y20) прошел со 2 по 8 июня в столице Германии. В нем приняли участие 68 делегатов – представителей стран G20 и международных организаций: Африканского Союза, АТЭС, ВТО, МОТ, НЕПАД, ОЭСР, а также специализированных агентств ООН. По результатам саммита был принят 30-страничный итоговый документ, в котором участники представили свое видение проблем и рекомендации по 11 пунктам повестки дня.
Шерпа России в молодёжной «двадцатке» председатель Центра международного продвижения Роман Чуков рассказал подробнее о роли страны в проведении мероприятия: «Россия инициировала формат встреч молодых лидеров в 2006 году, когда впервые был проведен саммит «Юношеской восьмёрки». С тех пор актуальность сохраняют молодёжные саммиты «Группы двадцати» и БРИКС, которые Россия принимала у себя в 2013 и 2015 годах. В Берлине мы пригласили представителей молодёжи G20 в Российский дом науки и культуры».
В результате четырехдневной работы участники саммита «молодежной двадцатки» смогли прийти к общему пониманию по таким темам, как глобальная экономика, глобальная торговля, занятость, диджитализация, сохранение климата, Цели устойчивого развития ООН до 2030 г., предоставление прав женщинам, положение беженцев, борьба с терроризмом, борьба с коррупцией, здоровье и благополучие. Некоторые темы вызывали долгие дискуссии.
Представительницы России входили в состав рабочих групп по направлениям «Повестка ЦУР ООН до 2030 г.» и «Диджитализация». Реализация Повестки-2030 очень важна для международного сообщества, поскольку к мировым лидерам постепенно приходит понимание необходимости решения не только локальных и региональных проблем, но и задач глобального масштаба. Это борьба с бедностью и неравенством, решение экологических проблем, улучшение механизмов мировой торговли и т.д.
В число ключевых рекомендаций группы по диджитализации вошли обеспечение всеобщего доступа к Интернету; продвижение программ повышения цифровой грамотности и использования ИКТ в образовании; создание международно-признанных правовых рамок в сфере управления Интернетом; укрепление кибербезопасности и распространение технологий электронного правительства.
Делегаты сошлись во мнении, что «управление Интернетом должно быть открытым, демократическим и социально-ориентированным процессом, основанным на общепризнанных принципах международного права», в котором государства должны участвовать на равных, и указали на необходимость создания соответствующей правовой базы под эгидой ООН. В целом, представители стран «двадцатки» как в рамках профильной группы, так и на пленарных заседаниях проявили солидарность с российским подходом к проблеме управления Интернетом и обеспечению кибербезопасности.
Ангела Меркель во время презентации документа, проходившей в Федеральной Канцелярии, с большим интересом отнеслась к тенденциям в IT-сфере и отдельно прокомментировала идею о создании общих правил поведения в Интернет-пространстве: «…Я считаю, что мы именно сейчас должны стремиться к тому, чтобы все, что развивается там [в сфере ИКТ], в конечном счете служило бы на пользу человеку, и что мы можем создать там определенные рамки. Но даже сейчас они очень различны… Мы до сих пор еще очень-очень далеки от международного регулирования… Что-то подобное мы уже переживали с финансовыми рынками: там тоже не было никакого международного регулирования, и потом это привело к тому, что однажды разразился ужасный кризис… Я думаю, что мы с вопросом регулирования Интернета в любом случае еще не закончили, и должны продолжать над этим работать».
Впечатления от саммита остались весьма положительные, поскольку Youth 20 Dialogue вполне оправдал свое название и действительно стал площадкой для диалога.
Использовано изображение: Heinrich-Böll-Stiftung
Текст: rethinkingrussia.ru/2017/07/g20-итоги-немецкого-председательства-в/
Comments