Интервью шерпы России в G20 в преддверие саммита лидеров в Гамбурге 7-8 июля
Оригинал публикации: http://rethinkingrussia.ru/2017/06/группа-двадцати-перед-гамбургом-инт/
О современных трендах глобализации, цифровой экономики и ответственного лидерства в преддверие саммита лидеров «Группы двадцати» 7-8 июля в Германии.
Светлана Владимировна, спасибо за возможность задать вопросы. Если взглянуть на график немецкого председательства в «Группе двадцати» с декабря 2016 года по ноябрь 2017, то уже состоялось и еще запланированы почти 100 мероприятий. Как Вы в целом оцениваете немецкое председательство в «Группе двадцати»?
СЛ: Спасибо. Действительно, программа немецкого председательства в этом году была чрезвычайно насыщенной, что частично объясняется очень коротким сроком до подготовки саммита, связанным с предвыборным периодом в Германии, но также интенсифицировалась содержательная подготовка целого ряда направлений. Более того, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, имея заинтересованность в обозначенных темах, внесла несколько новых тем для проработки в «Группе двадцати». Прежде всего, конечно, «двадцатка» фокусировалась на традиционных темах финансово-экономического блока. В рамках председательства был заявлен приоритет в плане достижения договоренности об устойчивости мировой финансовой системы, были согласованы принципы по устойчивости (resilience) экономик государств «двадцатки». Это существенно продвинуло общую работу по координации макроэкономической политики стран «Группы двадцати», которая является стержнем работы форума.
Девизом председательства стало «формирование взаимосвязанного мира». Какие инициативы «двадцатки» были привнесены для развития темы многостороннего международного сотрудничества?
СЛ: Важно в целом отметить тематику глобализации и торговли, что было одним из наиболее чувствительных приоритетов для канцлера Меркель. Мы изначально договаривались, что форум в этом году постарается объяснить преимущества, которые мир получает от существующей глобализации, от развития глобальных тенденций, открытых рынков и свободной торговли. Не секрет, что в последнее время, особенно с учетом позиции новой администрации США, стало появляться все больше сомнений в движении мира в сторону глобализации, усиливаются тенденции к протекционизму, и есть сомнения у населения ряда стран – нужны ли нам такие свободные рынки или лучше развиваться внутри себя. Но, как показала работа «двадцатки» и в целом как показывает существующее развитие мировой экономики, глобализация – это прежде всего возможность улучшить качество жизни для людей, добиться не просто сильного, но инклюзивного роста, и все действия G20 сейчас устремлены к утверждению подхода к содействию развитию открытой многосторонней торговой системы, в основе которой лежат, естественно, правила и нормы ВТО. Очень приятно, что в последнее время позиция американской администрации также немного продвинулась в этом вопросе, и, насколько мы понимаем, партнеры также заинтересованы в успешной министерской конференции ВТО, которая состоится в следующем году. На саммите в Гамбурге мы как раз рассчитываем максимально проработать политические сигналы, которые позволят добиться прогресса пусть не по всему блоку работы ВТО, но хотя бы по тем элементам, где мы видим возможным достижение консенсуса. Помимо традиционных тем повестки ВТО – это еще и две самые ключевые новые тенденции, которые пока только входят в повестку. Прежде всего, это содействие инвестициям и в целом гармонизация подходов к урегулированию инвестиционных режимов в странах, а также, естественно, вопросы цифровой торговли и цифровой экономики, что пока не регулируется нормами и правилами ВТО, но мы считаем это наиболее перспективными направлениями, поэтому вопросы глобализации и торговли являются одними из приоритетных для России на саммите в Гамбурге.
Какие еще темы, приоритетные для нашей страны, и инициативы российского председательства 2013 года проходят обсуждения в преддверие саммита?
СЛ: Существенное внимание уделяется теме финансового регулирования, которая, на мой взгляд, является самым успешным направлением работы G20. Деятельность по линии Совета по финансовой стабильности и наших финансовых регуляторов – это главнейшее достижение «двадцатки» за все время ее существования, позволившее укрепить финансовую систему как в нашей стране, так и в мире в целом. Отдельно хотелось бы отметить налоговую тематику, и в частности План мероприятий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS). Это ключевое достижение, как вы помните, впервые заложенное в период российского председательства. Именно в 2013 году был принят этот план действий, который сейчас успешно реализует «двадцаткой» совместно с ОЭСР. Другой блок, с недавних пор занимающий все большее внимание в работе G20 и приоритетный для российского участия – это развитие цифровой экономики. Китайское председательство в прошлом году впервые вынесло тему инноваций и эффекта новой промышленной революции. Немецкое председательство продолжило вопросы влияния цифровой экономики на экономический рост и рост благосостояния, оценки и измерения цифровой экономики, возможные общие договоренности в этой сфере. Для России это, безусловно, является самым главным приоритетом сейчас, ведь посредством цифровой экономики мы собираемся существенно повышать конкурентоспособность и рост национальной экономики, поэтому для нас это стало наиболее интересным и приоритетным направлением работы.
В свете недавних событий относительно выхода США из Парижского соглашения по климату впервые представителями B20, C20, L20, T20, W20, Y20, F20 было принято отдельное заявление на этот счет. Какова судьба договоренностей об устойчивом развитии и усилиях по борьбе с изменениями климата?
СЛ: Помимо экономики и финансов, цифровизации и вопросов торговли и глобализации, четвертым большим блоком работы G20 являются вопросы общей ответственности по отношению к климату и выполнения договоренностей, достигнутых в Париже, ведь опять-таки, несмотря на позицию американской администрации, «двадцатка», включая Россию, не собирается менять своих позиций, заявленных в Париже. Мы признаем, что соглашение – это сейчас главный инструмент для снижения выбросов парниковых газов, адаптации стран к изменению климата и в целом для нашего совместного движения к устойчивому и экологически благоприятному развитию всего мира. Мы подтверждаем, что заявленные нами обязательства на национальном уровне будут выполняться и планируем ратифицировать Парижское соглашение в 2019 году. Вопросы изменения климата и содействия развитию устойчивой энергетики, безусловно, являются ключевым элементом наших общих договоренностей по Целям устойчивого развития, согласованным в ООН два года назад. Для «двадцатки» это также является приоритетом. Мы стараемся всецело содействовать ООН на этом направлении. Так, в прошлом году был принят План действий G20 по реализации повестки 2030. В этом году был сделан некоторый обзор уже предпринятых усилий и решений по данному направлению, где мы можем быть наиболее эффективны именно коллективными усилиями. Прежде всего, это сфера продовольственной безопасности и развития устойчивого сельского хозяйства, развитие инфраструктуры в развивающихся странах, вопросы цифровой грамотности и доступа к финансовым услугам. По многим из этих направлений «двадцатка» добилась существенного продвижения в предыдущие годы, в том числе в рамках российского председательства и, безусловно, будет продолжать работу в этом направлении.
Какие современные вызовы гуманитарного характера были предложены Германией для обсуждения на протяжении года?
СЛ: Отмечу несколько важных для немецкого председательства тем и некоторых приоритетов, выдвинутых лично канцлером Меркель. Во-первых, для всего европейского сообщества крайне важной и актуальной является проблема миграции. Сейчас Европу наполняют как контролируемые, так и неконтролируемые потоки перемещенных лиц. Здесь нужно разделять два фактора. Если мы говорим об обычной регулируемой трудовой миграции, то этот эффект несет существенные преимущества для всех экономик, принимающих таких мигрантов, и в этой связи «двадцатка» много времени уделяла в этом году обсуждению интеграции мигрантов на рынке труда, обеспечению их социальными правами, защитой и обсуждала преимущества принимающих стран от миграции. Другой стороной вопроса являются вынужденно перемещенные лица, беженцы, которые нуждаются в убежище и приходят в страны, не всегда имея планы работать и каким-либо образом интегрироваться в экономику. Поэтому дискуссии были главным образом посвящены тому, как все-таки облегчить жизнь людей, перемещенных в другие страны, а также каким образом разделять нагрузку, которую страны несут в связи таким приемом беженцев, как соблюсти права всех приезжающих людей и всецело содействовать их интеграции и их становлению теми мигрантами, которые смогут принести пользу нашим экономикам. Другой особенностью этого года можно считать тоже продолжающийся, но все-таки усиленный в этом году фокус на права и возможности женщин, на их возможности на рынках труда, внутри компаний, включая вопросы оплаты труда, социальную защиту и содействие женщинам в выходе на работу, когда у них есть маленькие дети. Это ключевая тема, которая обсуждается сейчас на целом ряде международных форумов и, как вы знаете, два года назад «двадцаткой» был создан саммит «женской двадцатки», обсуждающий эти вопросы более предметно. В этом году многие из предложений так называемых групп взаимодействия нашли свое отражение в предложениях официальной «двадцатки» по данному вопросу и по многим другим.
Говоря о прошедших аутрич-форматах, как можно оценить итоги прошедших саммитов всех форматов, включая новую «научную двадцатку»? Будет ли возможность учесть какие-либо из данных рекомендаций в итоговых документах или на встрече шерп?
СЛ: Во-первых, хотелось бы сказать, что не совсем корректно употреблять термин «аутрич-форматы», который мы сами активно использовали во время нашего председательства. Все-таки лучше их называть группами взаимодействия, поскольку эффект от их работы для «двадцатки» очень позитивный и направленный на повышение эффективности ее процессов, не представляя из себя какой-либо диктат своих взглядов со стороны «двадцатки» в сторону этих групп. Действительно, с группами взаимодействия в этом году была налажена очень конструктивная работа. Немецкое председательство повторяет и приняло ту форму работу, которая была установлена в период российского председательства по взаимодействию со всеми – с деловой, молодежной, гражданской, профсоюзной, женской, экспертной (think-tanks) «двадцаткой», а также впервые запущен диалог академий наук – science 20. Это означает, что лидеры и эксперты данных форматов приглашаются на встречи шерп, что они работают в составе рабочих групп «двадцатки». В самих форматах также существуют рабочие группы, которые прорабатывают по отдельным тематическим направлениям свои рекомендации с целью максимально интегрировать в свою работу «Группы двадцати» и итоговые документы. Весьма успешной в этом году была работа G20 и с деловой, гражданской и женской двадцаткой. Очень много их рекомендаций нашло отражение в проектах итоговых документах саммита. Большое внимание уделялось взаимодействию с молодыми представителями стран «двадцатки». К сожалению, коммюнике поступило несколько позже, чем хотелось бы, но немецкое председательство попросило проработать его по линии шерп, и мы, как всегда, нашли там очень много интересных идей, и они могут также найти отражение в итоговых документах саммита.
Одна из идей «молодежной двадцатки» (Y20) в рамках блока глобализации и диджитализации презентовалась канцлеру Ангеле Меркель, а именно о необходимости выработки «правил игры» в сфере Интернета и некоторых рамочных договоренностей по его многостороннему управлению, на что канцлер Меркель, в числе прочего, ответила, что все должно подчиняться определенному регулированию. Найдет ли эта тема отражение на саммите лидеров контексте диджитализации или в обособленном виде?
СЛ: Безусловно, совершенно правильный задали вопрос. Необходимо пояснить, в чем заключается обсуждение вопросов цифровой экономики. Часто мы не можем определить, что мы под этим подразумеваем и не можем оценить ее эффект, масштабы и последствия, но уже понятно, что необходимы определенные общие правила поведения в этой сфере. Здесь я бы выделила два аспекта, что мы понимаем под регулированием. С одной стороны, это, безусловно, вопросы безопасности, защиты информации и личных данных, защиты от незаконного проникновения и хакерских атак. С другой стороны, речь идет о регулировании в целом правил, в том числе, например, электронной торговли, ведь сейчас в этой сфере нет никаких механизмов ни в нашей стране, ни на международном уровне, которые позволяли бы защитить права потребителей этих услуг и поддерживать конкуренцию. Эти вопросы крайне нуждаются в координации и регулировании, поскольку они даже еще менее проработаны, чем аспекты регулирования в сфере безопасного функционирования сети Интернет. Также вопросы прав потребителей очень тесно переплетаются с вопросами цифровой грамотности. Это тоже то, чем сейчас «двадцатка» начала заниматься, и мы рассчитываем, что в следующем году работа будет продолжена в рамках председательства Аргентины. Вопросы цифровой грамотности отчасти завязаны на давно прорабатываемые в «двадцатке», и в частности при активнейшей роли России, вопросы финансовой грамотности. Мы всегда уделяли этому аспекту большое внимание и рассчитываем, что в следующем году нам удастся найти такую связку и выработать решения, которые позволят странам более эффективно интегрировать население, обучать различным навыкам, позволяющим лучше понять и комфортно жить в новом современном цифровом мире.
В составе лидеров стран G20 произошел ряд изменений, понятно ли уже какие двусторонние встречи запланированы у российской делегации?
СЛ: В настоящее время все планируемые двусторонние встречи находятся в состоянии проработки. Безусловно, у президента России ожидается интенсивный график двусторонних встреч. Давайте дождемся саммита и узнаем, какие встречи состоятся, и чему они будут посвящены.
Спасибо за ваше время и удачной работы на встрече шерп и саммите лидеров.
СЛ: Спасибо.
Comments